НЕСУДЕБНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

I. ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                       

 

II. ПОРЯДОК НЕСУДЕБНОЙ ЗАШИТЫ ПРАВ                                                        

1. Обращение непосредственно к нарушителю                                                            

2. Обращение в вышестоящие органы                                                                          

3. Обращение в полицию                                                                                                  

4. Обращение в прокуратуру                                                                                           

5. Обращение в иные государственные органы                                                          

6. Обращение к Уполномоченному по правам человека при Президенте Казахстана, к депутатам,

в правозащитные организации, в СМИ.                                                                       

7. Самозащита                                                                                                                    

 

III. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕПОН

И ЧИНОВНИЧЬЕГО ПРОИЗВОЛА ПРИ НЕСУДЕБНОМ ОБРАЩЕНИИ         

 

I. ВВЕДЕНИЕ

В данном разделе описывается, куда обращаться за защитой своих прав в несудебном порядке, каким образом обязаны действовать согласно законодательству Республики Казахстан все государственные органы и иные организации и должностные лица при обращении к ним граждан и что мы можем сделать, если указанные лица не исполняют эти обязанности.

Это важно знать, поскольку всем известно, что отдельные чиновники не исполняют предписанные им законом обязанности по защите наших прав, а иногда и сами их нарушают.

По твердому убеждению автора это обстоятельство не должно восприниматься как неожиданная и непреодолимая преграда. Надо относиться к ним именно как к одному из обстоятельств, т.е. как… к морозу или дождю. Холодно – оденемся потеплее, дождь пойдет – зонтик возьмем. Иными словами, надо иметь в своем арсенале методы и способы, которые помогут нам преодолевать эти преграды: Надо знать, что делать и как.

Прежде всего, помните, что по Конституции РК:

1. Вы – источник власти.

2. Должностные лица и государственные органы, к которым Вы обращаетесь, получили свои полномочия от Вас.

3. Должностные лица и государственные органы обязаны при осуществлении своих полномочий соблюдать Ваши права и законные интересы.

4. Должностные лица и государственные органы обязаны предпринять все предписанные законодательством меры по защите Ваших прав.

Конкретные способы преодоления бюрократических препон и более грубого нарушения требований законодательства со стороны должностных лиц приведены в III главе настоящего изложения, а пока – о том, куда по закону можно обратиться за защитой своего права и что по закону мы вправе ожидать от должностных лиц и государственных органов.

 

II. ПОРЯДОК НЕСУДЕБНОЙ ЗАШИТЫ ПРАВ

1. Обращение непосредственно к нарушителю

Существует и весьма распространено мнение, что обращаться к лицу, виновному в Ваших неприятностях или бедах, бессмысленно. Но, несмотря на то, что имеется множество поводов для такого мнения, хотелось бы отметить и позитивные стороны подобных действий.

Во-первых, нарушение Ваших прав могло произойти неумышленно, а зачастую нарушитель и вовсе не подозревает о негативных последствиях его действий. В этих случаях обращение к нему наименее хлопотно и может дать положительный результат без обращения к иным лицам, в том числе, в государственные органы.

Во-вторых, не следует исключать, что Ваше предположение о виновнике Ваших бед ошибочно и на самом деле нарушителем является иное лицо. В этом случае ответ предполагаемого нарушителя позволит Вам исправить свою ошибку и правильно адресовать свои требования. А возможно в результате этого обращения Вы узнаете, что Вы вообще ошиблись, посчитав свое право нарушенным, и сможете своевременно, не успев втянуться в тяжбу, отказаться от этого намерения.

В-третьих, если Вы оказались правы, но, тем не менее, нарушитель совершенно необоснованно не удовлетворяет Ваших требований, его отказ явится доказательством умышленности его действий, что усугубит его ответственность. Кроме того, этот факт позволит Вам узнать, на чем основаны действия нарушителя, какие у него есть возражения, что, в свою очередь, поможет Вам спланировать свои последующие шаги по защите своего права.

Таким образом, в результате предпринятого Вами обращения непосредственно к нарушителю, эффективность Ваших действий значительно возрастет.

Примечание: Хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что если Вы направили свое обращение должностному лицу, непосредственно нарушившему Ваши права, оно обязано рассмотреть его и при со­г­ласии с Вашими требованиями удовлетворить их, а при несогласии – обязательно направить Ваше обращение в вышестоящую инстанцию со своими объяснениями.

 

2. Обращение в вышестоящие органы

Если нарушитель – должностное лицо, государственный орган, любая иная организация, имеющая вышестоящие структуры, их действия, нарушающие Ваши права, также как и отказ удовлетворить Ваши требования, и отсутствие от них ответа на Ваше обращение в месячный срок, что также считается отказом, Вы можете обжаловать по инстанции.

При обращении в вышестоящую инстанцию необходимо приложить: а) доказательства нарушения Вашего права; б) копию неудовлетворяющего Вас ответа, если Вы обращались непосредственно к нарушителю; в) если на обращение Вы ответа не получили, то необходимо приложить к жалобе и доказательства факта Вашего обращения, оставшегося без ответа (к примеру, копии своего обращения с отметкой о вручении, или копию квитанции о направлении заказного письма). При несоблюдении этого требования, Ваше обращение может быть переслано обратно в нижестоящую инстанцию.

Также не допускается «прыгать через голову», а необходимо последовательно подниматься по иерархической лестнице.

Необходимо знать, что законодательство[1] запрещает должностным лицам при рассмотрении обращений граждан:

1) обращать жалобу во вред лицу, подавшему жалобу;

2) направлять обращение должностным лицам, действия которых обжалуются в обращении;

3) разглашать без согласия граждан сведения об их частной жизни, личной и семейной тайне;

4) устанавливать данные о личности гражданина, не относящиеся к обращению.

 

3. Обращение в полицию

За ставшим привычным словом «Полиция» стоит огромное количество инстанций и ведомств, разграничение полномочий между которыми понятно только искушенному специалисту. Помимо территориальных отделений полиции, а их несколько в каждом районе города, существуют дорожная, линейная (действующая на железнодорожном транспорте), природоохранная, санитарная, ветеринарная полиция и т.д.

Не менее сложно определить, к какому разделу права относится Ваша ситуация: это может быть нарушение в области гражданско-правовых отношений, административное правонарушение, или же преступление. В каждом из указанных случаев порядок обращения и его адресат специфичны и разобраться в этом также очень не просто. Поэтому при затруднении в определении адресата надо обращаться в любое подразделение полиции, где обязаны направить Ваше обращение по подведомственности, по подследственности или по подсудности, или же, в крайнем случае, разъяснить Вам, куда Вы можете обратиться за защитой своего права.

Следовательно, если Вам заявляют, что Вы обратились не по адресу, Вы должны потребовать перенаправить Ваше обращение и дать вам об этом обоснованный, т.е. содержащий ссылки на законодательство, ответ.

Так же важно, что бы Ваше обращение по поводу нарушения Ваших прав было зарегистрировано, и у Вас должно остаться подтверждение этой регистрации, что позволит избежать сокрытия факта Вашего обращения, что в полиции происходит очень часто.

 

4. Обращение в прокуратуру

Если компетенция всех иных органов ограничена определенными рамками, то прокуратуре подведомственны все вопросы соблюдения законодательства, прав и свобод граждан. При этом важно помнить, что прокуратура РК – единый орган, осуществляющий высший надзор за соблюдением законности, и оставление без рассмотрения Вашего обращения по причине не соблюдения уровня иерархии (районная, городская, областная и Генеральная прокуратура) недопустимо.

К примеру, прокурор района, при обращении к нему с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, не имеет права отказать Вам в его рассмотрении, ссылаясь на то, что в данном случае правом возбуждения уголовного дела обладает только Генеральный прокурор РК. В подобной ситуации прокурор района обязан обеспечить выполнение необходимых оперативных мероприятий, а затем направить материалы на рассмотрение Генеральному прокурору.

Следующее существенное замечание: прокуратура не уполномочена давать какие-либо указания суду по существу рассматриваемых дел, и в случае несогласия с судебным актом, прокурор не отменяет его, а вносит на рассмотрение вышестоящей судебной инстанции протест.

Кроме того, в Казахстане следствие отделено от прокуратуры, из чего следует, что органы прокуратуры полномочны только осуществлять надзор за законностью действий следователя, правда, в отличии от суда, при этом прокурор имеет полномочия отменять вынесенные органам следствия и дознания постановления, также как и давать им прямые указания. Также прокурор имеет полномочия привлечь иные государственные органы в соответствии с их компетенцией (к примеру, налоговую инспекцию, органы санэпиднадзора и т.д.), поручив им проверку и принятие мер по обращениям о нарушении чьих-либо прав, а также в специально обговоренных законодательством случаях, обратиться в суд с исковым или иным заявлением.

В целом, органы прокуратуры, не имея полномочий вмешиваться в нормальную (т.е. соответствующую норме, закону) деятельность иных органов и организаций, полномочны и, более того, обязаны пресечь действия любого органа или должностного лица, нарушающие чьи-либо права.

Реализация этих и иных полномочий осуществляется посредством вынесения акта прокурорского надзора, т.е. официального документа строго установленной формы.

К этим актам относятся:

4.1. Протест

Прокурор приносит протест на противоречащие Конституции, законам и актам Президента республики нормативные и иные правовые акты, решения и действия государственных органов и должностных лиц.

Протест приносится в принявший его орган или вышестоящий орган. В таком же порядке опротестовываются незаконные решения и действия должностного лица.

Протест прокурора подлежит рассмотрению соответствующим органом или должностным лицом в десятидневный срок. Орган или должностное лицо обязаны известить прокурора о дне рассмотрения протеста. Сроки рассмотрения протеста в суде определяются законодательством.

В протесте прокурор требует отмены незаконного акта либо приведение его в соответствие с Конституцией и законами, а также прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права.

 Прокурор вправе приостановить исполнение опротестованного акта либо действия до принятия решения по протесту, что не относится к законам, опротестование которых не приостанавливает их действие.

Согласно этой норме любой акт (решение, постановление, распоряжение и т.д.), любое действие любого государственного органа, в том числе и судебного, и должностного лица, в том числе судьи, может быть опротестовано прокурором. Протест прокурора на судебные акты рассматривается вышестоящим судом. Государственный орган, должностное лицо, любая иная организация при несогласии с актом прокурора, вправе обжаловать этот акт в суде. Если этого обжалования не осуществлено, или суд признал акт, вынесенный прокурором, обоснованным, орган или должностное лицо обязано незамедлительно его исполнить и уведомить прокурора и заявителя об этом.

 

4.2. Постановление

Прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановление о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении.

Прокурор выносит постановление о производстве проверки применения закона, о производстве выемки, наложения ареста, об отмене или снятии мер запретительно-ограничительного характера, о приостановлении действия незаконного правового акта, а также и в иных случаях, предусмотренных законом.

Эта норма предоставляет прокурору полномочия не только привлекать иные органы, но и проверять их и, при необходимости, дублировать их. Тем самым, прокурор, в частности, может, не направляя заявление в полицию, сам возбудить уголовное или административное дело, может не только пресечь волокиту со стороны иного органа государственной власти или управления и указать ему на необходимость проведения проверки нарушений закона, но и сам провести эту проверку силами прокуратуры.

 

4.3. Санкция

Прокурор дает письменную санкцию (согласие) на:

1) арест лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления;

2) обыск в случаях, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;

3) отстранение обвиняемого от должности, помещение подозреваемого или обвиняемого в медицинское учреждение для производства экспертизы;

4) проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, затрагивающих охраняемые Конституцией и законом тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища;

5) задержание иностранных граждан для выдворения в административном порядке;

6) в иных случаях, прямо предусмотренных законом.

Эти действия ограничивают конституционные права граждан – право на свободу, на неприкосновенность достоинства и т.д. (в более развитых в правовом смысле странах некоторые из этих ограничения отнесены к компетенции только суда).

 

4.4. Указание

Прокурор дает указания:

1) органам дознания и следствия в связи с возбуждением и расследованием уголовных дел;

2) органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;

3) в других случаях, установленных законодательством.

Данные полномочия опять же призваны пресечь волокиту и заставить органы уголовного преследования эффективно осуществлять предписанные им действия.

 

4.5. Заявление

Прокурор в соответствии с законодательством вправе обратиться с исковым заявлением в суд для восстановления нарушенных прав и защиты интересов государства, юридических и физических лиц.

Данные полномочия обеспечивают защиту прав государства в целом, а также лиц, которые в силу каких-либо объективных обстоятельств, самостоятельно не могут защищать свои права в суде (к примеру, недееспособные лица, дети и т.д.)

 

4.6. Предписание

Письменное предписание об устранении нарушения закона вносится прокурором и направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение закона, либо органу или должностному лицу, правомочному устранить допущенное нарушение.

Предписание подлежит исполнению. Об исполнении предписания сообщается прокурору.

В отличие от указания, предписание адресуется иным органам или должностным лицам, непосредственно нарушившим закон, или же органу, вышестоящему над нарушителем или контролирующему их.

 

4.7. Представление

Прокурор в пределах своей компетенции вносит представление:

1) об устранении нарушений законности;

2  об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений;

3) по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией Республики Казахстан;

4) в иных случаях, установленных законом.

В отличие от ранее упомянутых актов, представление вносится в орган, не подконтрольный прокурору, а уполномоченный рассмотреть это обращение прокурора и вынести по нему свое решение. К примеру, парламент рассматривает представление прокурора о лишении неприкосновенности депутата, так же вышестоящий прокурор, скажем, Генеральный прокурор РК рассматривает представление прокурора области о принесении протеста по уголовному делу в коллегию Верховного суда РК и т.д.

 

4.8. Разъяснение закона

При наличии достаточных оснований полагать, что незнание или неправильное понимание законов может повлечь его ненадлежащее применение органом или должностным лицом, либо гражданином, прокурор разъясняет содержание закона, а в необходимых случаях – предусмотренную ответственность за нарушение закона.

Этот акт обычно применяется для предупреждения нарушения закона, к примеру, при возникновении стихийного митинга прокурор разъясняет собравшимся об ответственности, предусмотренной законодательством. Кроме того, прокурор разъясняет закон в случае отсутствия у него полномочий самостоятельно решить вопрос, к примеру, если обращение к прокурору может быть разрешено только в суде, то это и разъясняется ответом прокурора.

 

Еще одна особенность, о которой важно помнить при обращении в прокуратуру – строгое соблюдение последовательности прохождения инстанций. Хотя, скажем, Генеральный прокурор РК имеет полномочия непосредственно принимать меры по любому факту нарушения закона, на практике это происходит только в исключительных случаях.

Согласно установленному порядку первичное обращение всегда должно направляться в районную (городскую) прокуратуру. В прокуратуру области Вы можете обращаться только после получения не удовлетворившего Вас ответа за подписью не ниже заместителя прокурора района. Аналогично, скажем, ответ начальника отдела прокуратуры области Вы не можете обжаловать в Генеральную прокуратуру, а только лично прокурору области или его заместителю. Ваша жалоба на ответ прокурора области или его заместителя, направленная в Генеральную прокуратуру, будет рассмотрена руководителем соответствующего департамента или управления Генеральной прокуратуры, затем наступает компетенция заместителя Генерального прокурора, и только после этого Вы можете рассчитывать не рассмотрение Вашего обращения лично Генеральным прокурором. Сказанное относится не только к письменным обращениям, но и к непосредственным обращениям на личном приеме: к прокурору области Вас запишут только при наличии ответа от его заместителя или руководителя отдела областной прокуратуры, и, соответственно, на прием к Генеральному прокурору – только по результатам рассмотрения Вашего обращения его заместителем.

Повторно обращаться в уже пройденную инстанцию возможно только при наличии новых обстоятельств Вашего дела, которые в ранее поданных обращениях не упоминались.

 

5. Обращение в иные государственные органы

Если в 1 и 2 разделе настоящей главы речь шла об обращении в вышестоящие инстанции по ведомственному принципу, то в данном разделе говорится об обращении к вневедомственным органам контроля и управления.

Перечень органов, уполномоченных осуществлять контроль над соблюдением законодательства, рассматривать обращения об их нарушении и привлекать виновных в этом лиц к ответственности, весьма велик. Эти органы обладают всеми полномочиями для защиты прав граждан, и в их распоряжении имеется весь необходимый инструмент – от привлечения нарушителя к дисциплинарной или административной ответственности до передачи материалов в органы уголовного преследования для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Важно отметить, что если Вы обратились не по адресу, государственные органы и должностные лица не имеют права возвращать Вам Ваше обращение, а должны направить его согласно установленной подведомственности, обязательно письменно уведомив Вас об этом.

Кроме контролирующих органов, возможно обращение в акиматы, независимо от того, находится ли лицо, нарушившее Ваши права в подчинении у акима. Если в компетенцию акима входит контроль над деятельностью нарушителя, то, как говорится, сам Бог велел. Но даже если непосредственного подчинения нет, учитывая принятую в Казахстане единую систему исполнительных органов, в которую входят все акимы, обращение к нему равнозначно обращению лично к Президенту Республики Казахстан, которому, как известно, подчинены все государственные органы.

Особым органом, в ведении которого находятся вопросы, связанные с незаконными и противоправными действиями или бездействием должностных лиц, являются Дисциплинарный совет.

Ну и последние инстанции – администрация Президента и лично Президент Республики Казахстан. Если Вы прошли все нижестоящие инстанции, и Ваше право осталось не защищенным, Вам необходимо обращаться к гаранту соблюдения Конституции – лично к Президенту Республики Казахстан.

6. Обращение к Уполномоченному по правам человека при Президенте Казахстана, к депутатам, в правозащитные организации, в СМИ.

Объединение столь разных органов, лиц и организаций вместе связано с тем, что все они не имеют полномочий давать какие-либо указания по пресечению нарушения прав граждан.

Вместе с тем они могут придать общественный резонанс Вашей проблеме, оказать общественное воздействие на органы, нарушившие Ваше право или не принявшие мер по его защите, а общественное воздействие может оказаться более эффективным, чем властное.

Уполномоченный по правам человека, или, как принято его именовать по международной терминологии – омбудсмен, это особый орган, рассматривающий жалобы граждан, и по их результатам выдающий рекомендации государственным органам. Омбудсмен не имеет полномочий рассматривать жалобы на судебные органы и прокуратуру, и в этой связи эффективность его действий не велика, однако он обязан отреагировать на жалобы на любой иной государственный орган.

В числе адресатов Вашего обращения могут быть общественные правозащитные организации.

К примеру, при нарушениях трудовых прав Вы можете обратиться в свой профсоюз, затем - в территориальные или же в республиканские объединения профессиональных союзов. При нарушении прав потребителей – в областные или республиканские общества защиты прав потребителей. При нарушении прав национальных меньшинств, права на свободу голоса или свободу передвижения, права на свободные выборы и иных прав и свобод – в Казахстанское бюро по правам человека.

Если Ваши принципы, Ваша ситуация не позволяют Вам смириться с правовым беспределом, допущенным в отношении Вас, и если внутри государства не нашлось рычагов для восстановления Ваших прав, возможно обращение в международные правозащитные организации.[2]

 

7. Самозащита

Это понятие, приведенное в Гражданском кодексе, в законодательстве нигде не конкретизировано, поэтому возьму на себя смелость предложить свое понимание этого способа защиты прав.

Из презумпции невиновности и из приоритетности прав граждан (помните статью 12 Конституции РК – права граждан определяют применение законов?) следует, что если человек защищая свои права от незаконного посягательства был вынужден, как упоминалось выше со ссылкой на ст. 9 ГК РК, своими фактическими или юридическими действиями воспрепятствовать этому, и при этом сам нарушил закон, то эти его деяния, при их соответствии степени угрозы, не должны влечь за собой ответственности.

Иными словами, если Вы присвоите себе звание ответственного представителя власти и используете это в своих незаконных интересах, то это квалифицируется ст. 328 УК РК как преступление. Если же Вам угрожают какие-то отморозки, и Вы для того, чтобы пресечь эти действия, представились, скажем, полковником КНБ, предъявив им какую-то «корочку», то эти Ваши действия не должны повлечь ответственности.

Аналогично, если предприниматель осуществит насилие в отношении должностных лиц контролирующих органов при осуществлении ими своих полномочий, то это предусмотрено ст. 321 УК РК. Если же он физически воспрепятствовал незаконной попытке должностных лиц вмешаться в деятельность его предприятия, что могло бы повлечь за собой нанесение ему значительного вреда, то это оправдано с точки зрения и Конституции и ст. 32 Уголовного кодекса РК.

Также и любой человек, подвергшийся незаконному обвинению в совершении преступления и лишенный возможности доказать свою невиновность, вправе осуществлять любые действия по защите своих прав: вводить в заблуждение органы уголовного преследования, посягающие на его право на неприкосновенность личности и человеческого достоинства, скрываться, и даже нанести в пределах необходимой самообороны вред посягателю.

Возможно такое толкование норм закона, регламентирующих действия по защите своих прав, вызовет бурю возмущения со стороны некоторых должностных лиц, однако логика в этих рассуждениях следующая: если права человека определяют и сам закон и его применение, то право на самозащиту должно толковаться так и не иначе. А если первичен закон, или, того хуже, амбиции обычного чиновника, то не надо морочить голову своему народу и всему мировому сообществу, а необходимо отменять приоритет прав.

 

II. СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮРОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕПОН

И ЧИНОВНИЧЬЕГО ПРОИЗВОЛА ПРИ НЕСУДЕБНОМ ОБРАЩЕНИИ

 

Чиновник во все времена и во всех странах – существо изворотливое. А если нет газет, способных на весь честной мир ославить бездушного бюрократа любого уровня, после чего он будет вынужден подать в отставку, или же, более того, в государстве сложилась и действует без сбоев система круговой поруки, обеспечивающая должностному лицу иммунитет почище дипломатического, то чиновничий произвол неизбежно перерастает в беспредел.

Зачастую мы слышим, как кто-то из граждан, настрадавшихся от произвола, волокиты и бездушия правоохранительных и судебных органов, заявляет, что он, мол, до Страсбурга дойдет, но не остановится. Конечно, дай Бог силы этим людям, но кроме силы духа может быть полезным и умение организовать деятельность по защите своих прав и бить бюрократа его же оружием - тщательно и педантично проходить все инстанции, используя все инструменты, предоставленные нам Законом.

Для этого запомните правила, без которых маловероятно достичь успеха в любом ином деле, а в деле защиты своих прав практически невозможно:

1. Не загадывайте продолжительность Ваших действий, делайте все так, будто Вы намерены делать это всю жизнь.

2. Относитесь к делу не как к битве с превосходящим по силам противником, а точно так же, как к своему делу относится исследователь.

3. Не полагайтесь на свою память, делайте все так, чтобы Ваше дело мог продолжить другой человек.

4. Соблюдайте порядок составления и подачи обращения

Для этого каждый Ваш шаг, каждое действие должны оставлять след. Устные беседы, даже весьма многообещающие, зачастую являются одним из излюбленных бюрократических способов, поскольку позволяют избежать ответственности за бездействие и волокиту, поэтому обязательно готовьте свое обращение в письменном виде и в двух экземплярах. И как любое должностное лицо, вручая Вам какой-либо документ, извещение, уведомление или повестку, требует от Вас расписаться в получении, так же необходимо поступать и Вам.

Если спор может перерасти в длительную тяжбу, и в него втянутся новые инстанции, необходимо вести в журналах учет всех Ваших действий и ответов на них в следующем виде:

Учет исходящей документации и обращений

п/п

Дата

Кому направлено (наименование органа, должностного лица)

О чем обращение

Примечания

1.

02.03.04.

Акиму Казыбекбийского р-на г. Караганды

Жалоба на строительство кафе в Вашем доме

Получен ответ вх. № 1

2.

03.04.04.

Управление архитектурного контроля

Жалоба на строительство кафе

Ответ не получен

3.

05.05.04.

Прокуратура Казыбекбийского р-на г. Караганды, зам. прокурора (ф.и.о.)

Об обжаловании бездействия начальника управления архитектурного контроля и Акима Казыбекбийского р-на г. Караганды по жалобе о самовольном строительстве кафе

Получен ответ вх. № 2

4

28.05.04.

Суд № 2 Казыбекбийского р-на г. Караганды

Исковое заявление к ТОО «Баурсак» о понуждении прекратить строительство кафе в связи с неисполнением предписания прокуратуры

Вынесено решение от 25.07.04. вх. № 3

 

Учет входящей документации

п/п

Дата

Наименование органа, должностного лица, № исх., дата

На какое обращение предоставлен ответ

Суть ответа

1

02.04.04.

Зам акима Казыбекбийского р-на г. Караганды (ф.и.о.) исх. № К-155/4 от 30.03.05.

На жалобу о строительстве кафе от 02.03.05.

Отказано в рассмотрении и рекомендовано обратиться в управление архитектурного контроля

2.

 

Управление архитектурного контроля

На жалобу о строительстве кафе от 03.04.05.

Ответ не направлен

3

18.05.04.

Прокуратура Казыбекбийского р-на г. Караганды, зам. прокурора (ф.и.о.) исх. № 1737-05 от 16.05.05.

На жалобу от 05.05.05.

Жалоба удовлетворена, должностные лица наказаны, строительство кафе запрещено

4

25.07.04.

Суд Казыбекбийского р-на г. Караганды, судья (ф.и.о.) от 25.07.04.

По иску от 28.05.04.

Иск удовлетворен, стро­и­тельство кафе запрещено

Помимо ведения указанных журналов необходимо все копии Ваших обращений и приходящие ответы подшивать в отдельные папки и ни в коем случае не изымать их оттуда. При необходимости предъявить какой-либо документ, к примеру, в суде, можно временно взять его из дела, оставив там пометку об этом, а затем, сняв с него копию и предъявив суду, оригинал надо обязательно поместить обратно.

Если все же Вы обратитесь к кому-то в устной форме, так же сделайте об этом запись в журнале учета исходящей документации и обращений, поскольку и на устные обращения должностные лица обязаны дать официальный ответ.

При составлении текста обращения необходимо соблюсти следующие правила:

А) Обращение в «шапке» должно содержать наименование органа, куда Вы обращаетесь и Ваши данные – фамилию, имя, отчество, РНН, почтовый адрес и номер телефона.

Б) Обращение должно содержать обоснование Вашего права (ссылку на закон; на договор или иную сделку; на административный акт; на судебное решение; на факт создания или приобретения Вами имущества; создания изобретений, произведений и иных результатов интеллектуальной деятельности; на факт причинения Вам вреда, а также на иные действия граждан и юридических лиц и какие-либо события, имеющие правовые последствия).

В) Необходимо подробно, с указанием времени и места события, фамилий и адресов его участников и свидетелей, описать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении Вашего права, избегая при этом лишних сведений, а тем более, умозаключений.

Г) Необходимо указать сведения о виновнике нарушения Ваших прав, его контактные данные – адрес, место работы, должность, и в чем заключается Ваше требование.

Д) Если к обращению прикладываются какие-либо документы, необходимо в обращении указать названия этих документов и количество страниц в каждом их них.

Е) Обращение должно быть заверено Вашей личной подписью и содержать дату.

Необходимо юридически закрепить факт Вашего обращения, для чего:

А) Если получатель обращения – физическое лицо возможны следующие варианты:

- направить обращение заказным письмом с уведомлением о получении;

- вручить обращение в присутствии свидетелей;

- вручить обращение через нотариуса[3].

Б) Если получатель обращения – юридическое лицо или государственный орган, возможно осуществить вручение обращения непосредственно адресату с обязательным получением отметки о вручении (штамп регистрации входящей документации; подпись принявшего лица с указанием фамилии и даты). Отказ в регистрации со стороны должностных лиц незаконен, однако это нарушение практикуется довольно-таки часто. Самым вопиющим является факт, что органы прокуратуры совершенно необоснованно принимают обращения граждан только через обычный почтовый ящик, вывешенный у входа. В результате, к примеру, обращения по поводу незаконных действий сильных мира сего, или же о преступлении, грозящем остаться не раскрытым, не регистрируются, и по ним не принимается предписанных законодательством мер. Преодолеть это можно только посредством направления обращения опять же заказным письмом с уведомлением о получении.

В) При обращении к юридическому лицу или в государственный орган, необходимо в ближайшее время после вручения выяснить, кому из сотрудников поручено рассмотрение Вашего обращения, и установить с ним личный контакт. Это необходимо для реализации предусмотренных законодательством прав[4] на личное участие в рассмотрении Вашего обращения, на предоставление дополнительных материалов, а в некоторых случаях, на подачу ходатайств и на участие в заявленных Вами действиях. Также это даст возможность при проявлении со стороны должностного лица необъективности, бюрократизма и волокиты, своевременно пресечь указанные действия посредством обращения к его руководителю.

Г) Самое неприятное положение, в которое наши изощренные бюрократы ставят заявителя, это когда Вас запускают по кругу: нижестоящая инстанция Вам отказывает, а вышестоящая, «строго» указывает на неполноту рассмотрения Вашего обращения, направляет Ваше обращение к ним же для «более тщательного рассмотрения». И так – до бесконечности.

Разорвать этот круг очень сложно, но возможно. Одним из способов служит обращение лично к первому руководителю вышестоящей организации[5]. При обоснованности Ваших требований и, самое главное, при надлежащем напоре с Вашей стороны, не оставляющем сомнения в твердости Ваших намерений, возможно положительно решить свой вопрос непосредственно на приеме.

При получении Вами отказа на Ваше обращение или при отсутствии ответа на него по прошествии месяца, у Вас есть право в соответствии с изложенным выше, в Главе I настоящего изложения, обратиться по поводу волокиты в иные инстанции, не входящие в ведомственную структуру, например, в прокуратуру или в суд. И опять-таки – к депутатам, в СМИ, в правозащитные организации и т.д.

 

В заключении необходимо еще раз отметить, что положительный результат полностью зависит от твердости Вашей позиции и Вашей уверенности в своей правоте. Каждое должностное лицо, рассматривающее Ваше обращение должно в полной мере осознать, что Вас в Ваших действиях по защите своих прав ничто не остановит, и что за беззаконие и произвол ему неизбежно придется нести ответственность.



[1] Закон «Об Административных процедурах» ст. 15 п.2

[2] См. страницу «Защита прав в международных органах и организациях»

[3] Закон РК «О нотариате» ст. 34 п. 13)

[4] Закон об Административных процедурах ст. 16

[5] Согласно ст. 19 Закона «Об административных процедурах» первые руководители и их заместители обязаны проводить личный прием не реже одного раза в месяц в строго установленное время.



Сайт управляется системой uCoz